Ведущий производитель добавок для дорожного строительства
EN    


Режим работы:
пн - пт, 08:00-17:00
Вы можете заказать консультацию нашего специалиста или приехать к нам на завод.
Укажите телефон или электронную почту, а также имя и организацию, чтобы мы могли с Вами связаться

Сообщение отправлено. Мы вам перезвоним.

Или позвоните нашим менеджерам по работе с корпоративными клиентами


Битумные эмульсии

Общие сведения о битумной эмульсии

Битумная эмульсия (эмульгированный жидкий битум) — это современный строительный материал, получаемый путем эмульгирования нефтяного битума в водном растворе эмульгатора на специализированных установках. Внешне представляет собой однородную текучую жидкость (по консистенции схожую с молоком) коричневого или тёмно-коричневого цвета.

Эмульсия — это дисперсная система, то есть равномерное распределение мельчайших капель одной жидкости в другой. Диаметр таких капель обычно составляет от 1 до 100 мкм (0,001–0,01 мм). Обычные жидкости, подобные маслу и воде, не смешиваются, однако при интенсивном перемешивании возможно образование временной эмульсии. Без специальных стабилизирующих веществ такая смесь быстро теряет устойчивость и расслаивается.

Для обеспечения стабильности битумной эмульсии и предотвращения разделения фаз применяются эмульгаторы — поверхностно-активные вещества, которые препятствуют слипанию частиц битума и поддерживают их равномерное распределение в водной среде.

Отличие битумной эмульсии от других видов битума

Различные виды битума широко применяются в дорожно-строительной отрасли в качестве вяжущего при производстве смесей для асфальтирования дорожных покрытий, ремонта дорог, подгрунтовки и поверхностной обработки. При обычной температуре (20–30 °C) битум представляет собой твёрдый или сильно вязкий материал, непригодный к применению без перевода в жидкое состояние.

Перевод битума в рабочую форму достигается тремя способами:

  • Нагреванием до 100–200 °C — битум становится жидким и удобным для перемешивания с минеральными материалами (горячие асфальтобетонные смеси) или нанесения в чистом виде (подгрунтовка).
  • Разжижением с помощью продуктов нефтепереработки (керосин, нафта, дизтопливо, лигроин, бензин и др.) — вязкий битум смешивается с растворителями и приобретает текучесть при нормальной температуре.
  • Эмульгированием — битум диспергируется в водной фазе с эмульгатором; образуется битумная эмульсия, сохраняющая текучесть при 20–30 °C без подогрева.

Основные преимущества битумной эмульсии перед горячим и разжиженным битумом

  • Экономичность. На 40–50 % ниже энергозатраты при производстве по сравнению с горячим битумом; длительное хранение в жидком виде без подогрева также экономит энергию.
  • Технологичность. Эмульгированный битум совместим с холодными и влажными минеральными материалами — удобно для ремонта и профилактики.
  • Экологичность и безопасность. Эмульсия не выделяет значимых объёмов вредных паров и является пожаро- и взрывобезопасной в сравнении с горячим и разжиженным битумом.

При устройстве покрытия на горячем битуме прочность набирается по мере остывания. Смеси на разжиженном битуме твердеют за счёт испарения лёгких фракций растворителя. Смеси на эмульгированном битуме (литые эмульсионно-минеральные, Сларри-Сил, Микросюрфейсинг, холодный асфальт, асфальтогранулобетон) набирают прочность при распаде эмульсии на битум и воду в результате химического взаимодействия эмульгатора с минеральным материалом.

Назначение и область применения битумной эмульсии

Назначение эмульсии определяется её свойствами: материал легко наносится (в т. ч. на вертикальные поверхности), проникает в поры благодаря низкой вязкости и хорошо смешивается с минеральными компонентами (щебень, гравий, песок, минеральный порошок), надёжно связывая их.

Таким образом, эмульгированный нефтяной битум выполняет две ключевые функции:

  • Вяжущая функция — связывание минеральных материалов и их частиц (для эмульсионно-минеральных, чернощебёночных, холодных смесей и др.).
  • Защитная функция — защита материалов и поверхностей от воды и водно-солевых растворов.

Битумная эмульсия применяется во многих отраслях: в гражданском строительстве (гидроизоляция фундаментов, стен, полов), гидротехнике (защита подземных и гидротехнических сооружений) и особенно широко — в дорожном строительстве.

Для дорожной отрасли использование эмульсий стало стандартом — они применяются для ямочного ремонта, поверхностной обработки и устройства слоёв износа, в мембранных технологиях, а также при приготовлении смесей. Основные направления:

  • Приготовление дорожно-строительных смесей для асфальтирования, ремонта и восстановления:
    • Эмульсионно-минеральные смеси для поверхностной обработки и защитных слоёв износа;
    • Холодные складируемые органоминеральные смеси для ямочного ремонта дорог;
    • Холодные регенерированные асфальтобетонные смеси для холодного ресайклинга.
  • Поверхностная обработка оснований и покрытий:
    • Подгрунтовка оснований и покрытий перед последующим асфальтированием;
    • Гидроизоляционная обработка пористых покрытий;
    • Обеспыливание дорог;
    • Закрепление подвижных песков;
    • Укрепление грунтов верхней части земляного полотна;
    • Устройство защитной мембраны.
  • Ремонт и профилактика разрушений:
    • Проливка мелких трещин в асфальтобетонном покрытии;
    • Гидроизоляция пористых и устаревших покрытий;
    • Ямочный ремонт струйно-инъекционным методом (пневмонабрызг).

Эмульсия эффективна и при строительстве цементобетонных дорог: введение в цементобетонную смесь повышает водостойкость, морозо- и трещиностойкость материала.

Типовой состав битумной эмульсии и технология её производства

Битумные эмульсии, применяемые в дорожном строительстве, как правило, относятся к эмульсиям прямого типа «масло в воде» (М/В), где битум (30–70 %) диспергирован в воде. В эмульсиях обратного типа «вода в масле» (В/М) вода распределена в битуме (массовая доля битума 70–80 %).

Компонентный состав эмульгированного битума

Типовой состав битумной дорожной эмульсии включает 5 основных компонентов:

  1. Битум (массовая доля 30–70 %). Применяют вязкий нефтяной дорожный битум различных марок (например, БНД 90/130, БНД 130/200). Для повышения свойств используют полимерно-битумное вяжущее (ПБВ).
  2. Вода (15–70 %).
  3. Эмульгатор (0,15–3 %). ПАВ, придающие стабильность эмульсии. Чаще применяют водорастворимые ПАВ: анионактивные и катионактивные. Соответственно эмульсия бывает анионной (ЭБА) или катионной (ЭБК). Реже используют твёрдые высокодисперсные минеральные порошки.
  4. Стабилизатор (0,05–0,5 %). Например, водный раствор хлорида кальция (для катионных эмульсий).
  5. Кислота (0,5–3 %). Как правило, соляная (реже уксусная или ортофосфорная) для повышения стабильности.

В качестве дополнительных компонентов в состав эмульсии могут входить растворители/разжижители, полимеры и модифицирующие добавки.

Модифицированная битумная эмульсия — эмульсия, приготовленная на модифицированном битуме или с добавлением модификаторов (латекс, полиэтилен, эпоксидная смола, синтетический каучук/смола и др.). Модификация возможна двумя путями: (1) ввод модификатора в водную фазу либо в готовую эмульсию в процессе приготовления; (2) эмульгирование уже модифицированного битума.

Технология производства эмульгированного битума

Производство битумной эмульсии, как правило, осуществляется на эмульсионной установке, хотя возможны и другие диспергирующие устройства. Установки бывают периодического (порционного) или непрерывного действия. В периодическом режиме оператор имеет больший контроль над параметрами, в непрерывном — дозирование и нагрев происходят в полуавтоматическом/автоматическом режиме.

Главный рабочий орган — коллоидная мельница. В ней происходит диспергирование битума в водную фазу и последующее смешение всех компонентов эмульсии. Перед диспергированием битум нагревают до 100–160 °C, а водную фазу — до 30–70 °C (для растворения эмульгатора и достижения требуемой температуры эмульгирования при смешении).

Срок хранения готовой эмульсии составляет от 1 до 2 месяцев (в зависимости от типа и марки). Хранение — в вертикальных цилиндрических ёмкостях при температуре воздуха не ниже +5 °C. Транспортировка осуществляется автогудронаторами, битумовозами, железнодорожными цистернами, автоцистернами, а также в металлических бочках.

Классификация битумных эмульсий

После смешивания с минеральным материалом или нанесения на поверхность эмульсия должна превратиться в сплошную битумную плёнку — чтобы выполнять функции вяжущего или защитного слоя. Этот процесс называется распадом.

Распад битумной эмульсии — отделение битума от воды с образованием непрерывной битумной плёнки. Может происходить при испарении воды (для анионных эмульсий) или за счёт химического взаимодействия с минеральным материалом (для катионных эмульсий).

Скорость распада битумной эмульсии — время, в течение которого битум отделяется от воды и образует сплошную плёнку. Зависит от компонентного состава эмульсии, размера частиц битума, её реакционной способности, температуры и влажности воздуха и др.

Классификация по скорости распада при смешивании с минеральными материалами

  • Быстрораспадающиеся;
  • Среднераспадающиеся;
  • Медленнораспадающиеся.

Классификация по химической природе эмульгатора

  • Анионные (ЭБА) — используют анионактивные ПАВ;
  • Катионные (ЭБК) — используют катионактивные ПАВ.

Для повышения эксплуатационных свойств битумную эмульсию готовят на полимерно-битумном вяжущем (ПБВ).

Марки дорожных эмульсий (12 вариантов)

  • ЭБДК Б — эмульсия битумная дорожная катионная быстрораспадающаяся;
  • ЭБДА Б — эмульсия битумная дорожная анионная быстрораспадающаяся;
  • ЭБПДК Б — эмульсия битумно-полимерная дорожная катионная быстрораспадающаяся;
  • ЭБПДА Б — эмульсия битумно-полимерная дорожная анионная быстрораспадающаяся;
  • ЭБДК С — эмульсия битумная дорожная катионная среднераспадающаяся;
  • ЭБДА С — эмульсия битумная дорожная анионная среднераспадающаяся;
  • ЭБПДК С — эмульсия битумно-полимерная дорожная катионная среднераспадающаяся;
  • ЭБПДА С — эмульсия битумно-полимерная дорожная анионная среднераспадающаяся;
  • ЭБДК М — эмульсия битумная дорожная катионная медленнораспадающаяся;
  • ЭБДА М — эмульсия битумная дорожная анионная медленнораспадающаяся;
  • ЭБПДК М — эмульсия битумно-полимерная дорожная катионная медленнораспадающаяся;
  • ЭБПДА М — эмульсия битумно-полимерная дорожная анионная медленнораспадающаяся.
В дорожном строительстве в подавляющем большинстве случаев предпочтение отдают катионным битумным эмульсиям (ЭБК), поскольку скорость их распада определяется характеристиками минерального материала (щебень, гравий, песок, минеральный порошок), что позволяет точнее прогнозировать набор прочности.
Эмбит-БС
Эмбит-БС2
ЭМБИТ-БС3
Эмбит-М3
ЭМБИТ-А1
Следующая технология