EN    

Вы можете заказать консультацию нашего специалиста или приехать к нам на завод.

Укажите телефон или электронную почту, а также имя и организацию, чтобы мы могли с Вами связаться

Сообщение отправлено. Мы вам перезвоним.

Или позвоните нашим менеджерам по работе с корпоративными клиентами


 

Автомобильная дорога

Общие сведения об автомобильной дороге

Автомобильная дорога — линейный комплекс инженерных сооружений, предназначенный для непрерывного, безопасного и удобного движения транспортных средств (осуществляющих перевозку пассажиров и/или грузов), с расчетной нагрузкой и установленными скоростями.

Развитая автодорожная сеть (совокупность всех автомобильных дорог на определенной территории) позволяет государству успешно решать две принципиально важных задачи:

  • социально-политическую, суть которой заключается в том, чтобы связать воедино все населенные пункты страны и обеспечить таким образом конституционные права граждан на свободу передвижения;
  • экономическую, суть которой заключается в том, чтобы объединить надежными автотранспортными связями все грузо- и пассажирообразующие пункты, создав таким образом развитую сеть автомобильных дорог, которая позволит выбирать наиболее оптимальные маршруты для грузовых и пассажирских перевозок.

Современная автомобильная дорога представляет собой сложную инженерную конструкцию, включающую в себя большой комплекс различных элементов и частей. Основными составными частями автомобильной дороги общего пользования являются: земляное полотно, проезжая часть, дорожное покрытие (в зависимости от категории дороги, может быть асфальтированным, цементобетонным, щебеночным и др.), дорожная обочина, сооружения дорожного водоотвода, искусственные сооружения (мосты, тоннели), защитные сооружения (лесонасаждения, заборы и т. п.), объекты дорожного сервиса, технические средства организации дорожного движения (элементы принудительного снижения скорости, светофоры и др.).

Классификация автомобильных дорог

В зависимости от срока службы

  • Постоянные дороги — автомобильные дороги, сооружаемые с расчетным сроком службы более 5 лет.
  • Временные дороги — автомобильные дороги, сооружаемые на срок службы менее 5 лет и обеспечивающие движение автомобилей и/или спецтехники в период строительства новой автомобильной дороги, реконструкции или капитального ремонта старой дороги, а также выполнения работ связанных с асфальтированием и текущим ремонтом отдельных участков дороги.

В зависимости от принадлежности (формы собственности)

  • Автомобильные дороги общего пользования — находящиеся в государственной собственности внегородские автомобильные дороги, являющиеся составной частью Единой транспортной системы Украины. Автомобильные дороги общего пользования обеспечивают потребность граждан в автомобильных и грузовых перевозках.
  • Улицы и дороги городов и других населенных пунктов — автомобильные дороги, являющиеся коммунальной собственностью и находящиеся в ведении органов местного самоуправления. Управление функционированием и развитием улиц и дорог городов и других населенных пунктов осуществляется соответствующими органами местного самоуправления, в ведении которых они находятся.
  • Ведомственные (технологические) автомобильные дороги — находящиеся в собственности юридических или физических лиц, внутрихозяйственные технологические дороги. К внутрихозяйственным также относятся:
    • лесовозные дороги — автомобильные дороги лесозаготовительных предприятий;
    • сельскохозяйственные дороги — автомобильные дороги сельскохозяйственных предприятий;
    • служебные и патрульные дороги — автомобильные дороги проходящие вдоль каналов, трубопроводов, линий электропередач, других коммуникаций, а также служебные подъезды к гидротехническим сооружениям.
  • Частные автомобильные дороги — автомобильные дороги, находящиеся на территориях, собственниками которых являются юридические (негосударственные) или физические лица.

В зависимости от народнохозяйственного и административного значения

  • Автомобильные дороги государственного значения
    • Международные дороги — автомобильные дороги, которые совмещаются с международными транспортными коридорами и/или входят в Европейскую сеть основных, промежуточных, объединяющих дорог и ответвлений, имеют соответствующую международную индексацию и обеспечивают международные автоперевозки.
    • Национальные дороги — автомобильные дороги, совмещенные с национальными транспортными коридорами и не относящиеся к международным автомобильным дорогам, а также автомобильные дороги, соединяющие столицу Украины — город Киев, административные центры областей между собой, большие промышленные и культурные центры с международными автомобильными дорогами.
    • Региональные дороги — автомобильные дороги, которые объединяют две или больше областей между собой, а также автомобильные дороги, соединяющие основные международные автомобильные пункты пропуска через государственную границу, морские и авиационные порты международного значения, важнейшие объекты национального культурного наследия, курортные зоны с международными и национальными автодорогами.
    • Территориальные дороги — автомобильные дороги, которые соединяют административные центры областей с административными центрами районов, городами областного значения, города областного значения между собой, административные центры районов между собой, а также автомобильные дороги, которые соединяют с дорогами государственного значения основные аэропорты, морские и речные порты, железнодорожные узлы, объекты национально-культурного достояния, а также курортного и заповедного фонда, автомобильные пункты пропуска международного и межгосударственного значения через государственную границу.
  • Автомобильные дороги местного значения
    • Областные дороги — автомобильные дороги, соединяющие административные центры областей с другими населенными пунктами и с железнодорожными станциями, аэропортами, речными портами, пунктами пропуска через государственную границу, местами отдыха и не относящиеся к дорогам государственного значения.
    • Районные дороги — автомобильные дороги, соединяющие административные районные центры с другими населенными пунктами, другие населенные пункты между собой, с предприятиями, объектами культурного значения, другими дорогами общего пользования в границах района.

В зависимости от расчетной интенсивности движения

  • Дорога I категории (I-а и I-б) — автомобильная дорога с расчетной интенсивностью движения свыше 10 000 ТЕ (транспортных единиц) в сутки или свыше 14 000 ТЕ (при условии, что число легковых транспортных средств составляет 30 % и более от общего транспортного потока).
  • Дорога II категории — автомобильная дорога с расчетной интенсивностью движения от 3000 до 10 000 ТЕ в сутки или от 5000 до 14 000 ТЕ в сутки (если количество легкового транспорта составляет 30 % и более).
  • Дорога III категории — автомобильная дорога с расчетной интенсивностью движения от 1000 до 3000 ТЕ в сутки или от 2500 до 5000 ТЕ в сутки (если количество легкового транспорта составляет 30 % и более).
  • Дорога IV категории — автомобильная дорога с расчетной интенсивностью движения от 150 до 1000 ТЕ в сутки или от 300 до 2500 ТЕ в сутки (если количество легкового транспорта составляет 30 % и более).
  • Дорога V категории — автомобильная дорога с расчетной интенсивностью движения до 150 ТЕ в сутки или до 300 ТЕ в сутки (если количество легкового транспорта составляет 30 % и более).

При определении расчетной интенсивности движения (РИД) важную роль играет такой параметр как «коэффициент приведения транспортных средств к легковому автомобилю». Так, мотоцикл без коляски имеет коэффициент приведения 0,5 (т.е. определяется как половина легкового автомобиля). Грузовой автомобиль с грузоподъемностью от 2 до 6 т имеет коэффициент 2,0 (т.е. определяется как 2 легковых автомобиля), а автопоезд грузоподъемностью свыше 30 тонн имеет коэффициент 6,0 (определяется как шесть легковых автомобилей). При проектировании дорог в пересеченной и горной местности, коэффициент приведения для грузовых автомобилей увеличивается.

Основные элементы автомобильной дороги общего пользования

Составными частями автомобильной дороги общего пользования являются все дорожные сооружения, входящие в ее состав в границах полосы отвода (а также некоторые сооружения и конструкции за границами полосы отвода):

  • Земляное полотно — конструктивный элемент автомобильной дороги, служащий основанием для размещения дорожной одежды, а также технических средств организации дорожного движения и обустройства дороги.
  • Дорожная одежда — конструктивный элемент автомобильной дороги, представляющий собой многослойную строительную конструкцию, воспринимающий нагрузку от транспортных средств и передающий ее на земляное полотно. Дорожная одежда состоит из покрытия (верхнего слоя или пакета слоев дорожной одежды) и основания (нижнего слоя или пакета слоев дорожной одежды). Дорожная одежда может быть жесткого или нежесткого типа.
  • Проезжая часть — элемент автомобильной дороги, предназначенный для движения транспортных средств.
  • Дорожная обочина — элемент дороги, непосредственно примыкающий к проезжей части на одном уровне с ней, предназначенный для защиты края проезжей части от разрушения, сохранения устойчивости земляного полотна, повышения безопасности дорожного движения, а также организации движения пешеходов.
  • Искусственные сооружения — мосты, путепроводы, эстакады, тоннели и др.
  • Технические средства организации дорожного движения — светофоры, информационные таблицы, дорожные знаки, элементы принудительного снижения скорости (т. н. «лежачие полицейские»), шумовые полосы и др.
  • Защитные сооружения — снегозащитные лесонасаждения, постоянные снегозащитные заборы, шумозащитные и ветрозащитные элементы, устройства для защиты дорог от снежных лавин, обвалов, оползней и др.
  • Объекты дорожного сервиса, дорожных и автотранспортных служб — остановочные площадки и павильоны для пассажиров, площадки для отдыха, площадки для стоянки автомобилей, автопавильоны, автовокзалы, автостанции, автобусные остановки, АЗС, станции технического обслуживания и др.
  • Элементы санитарного обустройства — туалеты, урны, контейнеры для мусора, а также другое оборудование, предназначенное для санитарных нужд.
  • Архитектурное обустройство — архитектурные сооружения и декоративные насаждения, предназначенные для обеспечения эстетичного вида автомобильной дороги.
  • Сооружения дорожного водоотвода — дренажные системы, канавы, накопительные колодцы, испарительные бассейны, водоотводные лотки и др.

Основные характеристики и показатели качества автомобильной дороги

Основные характеристики автомобильной дороги

К основным транспортно-эксплуатационным характеристикам автомобильной дороги общего пользования относятся: параметры поперечного профиля дороги, расчетная скорость движения транспорта, а также параметры, зависящие от расчетной скорости движения.

К параметрам поперечного профиля автомобильной дороги относятся:

  • Количество полос движения — 4/6/8 полос для дорог I-a категории; 4 или 6 полос для I-б категории; 2 полосы для II–IV категории и одна полоса для автомобильных дорог V категории.
  • Ширина полосы движения, м — 3,75 для дорог I–II категории; 3,50 для III категории; 3,00 — для IV категории и 4,50 для автомобильных дорог V категории.
  • Ширина проезжей части, м — 2×7,5 или 2×11,25 или 2×15 для автомагистралей (дорог I-a категории); 2×7,5 или 2×11,25 для I-б категории; 7,5 для II категории; 7 для III категории; 6 для IV категории и 4,5 для V категории.
  • Ширина обочины, м — 3,75 для I–II категории; 2,5 для III категории; 2 для IV категории и 1,75 для V категории.
  • Минимальная ширина разделительной полосы, м — 6,0 для дорог категории I-а и 3,0 для дорог категории I-б.
  • Ширина укрепленной полосы на разделительной полосе, м — 0,75 для дорог I-a категории и 0,5 для I-б.
  • Минимальная ширина земляного полотна, м — 28,5 или 36 или 43,5 для дорог I-а категории; 27,5 или 35,0 для дорог I-б категории; 14,5 для дорог II категории; 12 для III категории; 10 для IV категории и 8 для V категории.

К параметрам автомобильной дороги, которые зависят от расчетной скорости движения относятся:

  • Максимальный продольный уклон, ‰ (чем выше расчетная скорость, тем меньше должен быть уклон).
  • Минимальное расстояние видимости (чем выше расчетная скорость, тем лучше должна быть видимость).
  • Минимальные радиусы кривых в плане и в продольном профиле (чем выше расчетная скорость движения, тем больше должен быть минимальный радиус).
  • Длина прямой в плане (чем выше расчетная скорость движения, тем больше может быть длина прямой).

Основные показатели качества автомобильной дороги

Под качеством автомобильной дороги понимается степень соответствия всего комплекса показателей технического уровня, эксплуатационного состояния, инженерного оборудования и обустройства автомобильной дороги, а также уровня содержания дороги нормативным требованиям. Основными показателями качества автомобильной дороги являются ее технический уровень и эксплуатационное состояние.

Технический уровень автомобильной дороги — степень соответствия постоянных (не меняющихся в процессе эксплуатации или меняющихся только при реконструкции или капитальном ремонте) геометрических параметров, характеристик дороги и ее сооружений нормативным требованиям. К геометрическим параметрам дороги относятся: ширина проезжей части и земляного полотна, длины прямых и кривых, протяженность и крутизна подъемов/спусков, высота насыпи и глубина выемки, габариты и грузоподъемность мостов и др.

Эксплуатационное состояние дороги — степень соответствия переменных параметров и характеристик дороги, инженерного оборудования, организации и условий движения, меняющихся в процессе эксплуатации в результате воздействия транспорта и погодно-климатических факторов. К переменным параметрам и характеристикам дороги относятся: прочность дорожной одежды, состояние покрытия, фактически используемая ширина проезжей части и обочин, сцепные качества (шероховатость) и ровность дорожного покрытия, состояние инженерного оборудования, состояние дорожной разметки, состояние въездов и переездов.

Общие принципы проектирования и строительства автомобильных дорог

Проектирование автомобильной дороги

До начала проектирования дороги выполняются экономические изыскания, целью которых является установление мест приема грузов, определение направлений их перевозок между населенными пунктами (транспортных связей) и установка планируемых объемов перевозимых в будущем грузов по проектируемой автомобильной дороге. Такие изыскания позволяют наметить направление дороги с минимальной ее протяженностью.

Кратчайшим направлением автомобильной дороги, соединяющим на карте местности начальные и конечные пункты, является прямая линия. Однако, строительство дорог по прямым линиям практически не ведется, в виду того, что на пути прокладки дороги по прямым линиям почти всегда встречаются такие препятствия, преодоление которых оказывается более сложным и дорогостоящим чем их обход с некоторым отклонением от кратчайшей прямой линии. Препятствия могут быть контурными (населенные пункты, реки, озера, заболоченные участки и др.) и высотными (горные хребты, возвышенности, овраги, ущелья и др.). Прокладка автомобильной дороги по высокоплодородным землям, ценным для сельского хозяйства, также является нецелесообразной.

При проектировании дорог государственного значения их трассы прокладывают, как правило, в обход населенных пунктов. Если технико-экономическими расчетами подтверждена целесообразность прокладки дороги I–III категории через населенный пункт, то она проектируется как магистральная улица населенного пункта.

Расположение дороги на местности основывается на решениях соответствующей градостроительной документации — Генеральной схемы планирования территории страны, а также схем планирования областей, районов и их частей, которые имеют региональное значение, генеральных планов населенных пунктов и т. п. Выбор лучших решений относительно расположения автомобильной дороги проводится на основе сравнения их вариантов по показателям стоимости строительства, затрат на ремонт и обслуживание дороги, себестоимости перевозок, безопасности движения, а также убытков, связанных с отрицательным влиянием автомобильной дороги на окружающую среду (как на этапе ее строительства, так и в процессе эксплуатации).

В Украине автомобильные дороги проектируются для движения транспортных средств со следующими размерами: ширина транспортного средства — 2,6 м; высота — 4,35 м; длина единичного транспортного средства — 12 м; длина автопоезда — 22 м; длинна маршрутного транспортного средства — 25 м.

Конструкция дорожной одежды (дорожного основания и дорожного покрытия) рассчитывается под нагрузку на ось:

  • 11,5 тонн на ось на дорогах I–II категории;
  • 10 тонн на ось — на дорогах III–IV категории;
  • 6 тонн на ось — на дорогах V категории.

Строительство автомобильной дороги

Процесс строительства автомобильной дороги начинается с земляных работ, которые включают следующие этапы:

  1. Сооружение земляного полотна.
  2. Подготовка основания земляного полотна (разбивка земляного полотна и снятие слоя плодородного грунта).
  3. Разработка выемок и возведение насыпей.
  4. Отделка и укрепление земляного полотна (окончательная планировка поверхности земляного полотна с обеспечением требуемых поперечных уклонов, дополнительное уплотнение поверхностного слоя).

По окончании земляных работ следует этап устройства дорожной одежды, который включает:

  1. Устройство основных и дополнительных слоев дорожного основания.
  2. Устройство слоев дорожного покрытия (асфальтированных или цементобетонных).
  3. Устройство слоя износа и/или защитного слоя дорожного покрытия (путем традиционного асфальтирования или с помощью технологии тонкослойной защитной обработки).

Содержание и ремонт автомобильных дорог

Для обеспечения нормативной скорости и безопасности движения автомобильная дорога должна сохранять определенный минимум транспортно-эксплуатационных качеств в любых условиях ее эксплуатации. Основной задачей содержания дороги является сохранение и поддержание транспортно-эксплуатационных качеств путем систематического ухода за дорогой, дорожными сооружениями и полосой отвода, ликвидации возникающих в процессе эксплуатации мелких повреждений дорожной одежды и дорожных сооружений.

Содержание дороги — осуществляемый на протяжении всего года комплекс профилактических работ по уходу за дорогой, устранению и мелкому ремонту деформаций и повреждений конструктивных элементов дороги, а также по организации и регулированию движения, в результате которых сохраняются или улучшаются транспортно-эксплуатационные качества дороги и дорожных сооружений.

Под ремонтом дороги обычно понимают комплекс работ по восстановлению проектных параметров и повышению первоначальных транспортно-эксплуатационных качеств автомобильной дороги и дорожных сооружений, то есть работы по восстановлению слоя износа (верхнего тонкого асфальтированного слоя покрытия), улучшению ровности, сцепных качеств и шероховатости дорожного покрытия, усилению и уширению дорожной одежды, земляного полотна и дорожных сооружений; восстановлению изношенных конструкций или их замене на более прочные и экономичные, а также работы по инженерному оборудованию и обустройству автомобильных дорог, в результате которых улучшаются транспортно-эксплуатационные характеристики дороги и дорожных сооружений.

Информация взята с сайта ДСП “Юнидорстрой”

Следующая технология