Вы можете заказать консультацию нашего специалиста или приехать к нам на завод.
Асфальтобетонная смесь
Общие сведения об асфальтобетонной смеси
Асфальтобетонная смесь (бетонная смесь на органическом вяжущем) — искусственный дорожно-строительный материал представляющий собой смесь минеральных материалов различной крупности (щебень или гравий, песок, минеральный порошок) и органического вяжущего (вязкий/жидкий битум или полимерно-битумное вяжущее).
Назначение и область применения асфальтобетонных смесей
Основным назначением асфальтобетонной смеси является создание монолитных слоев дорожного покрытия, реже — верхних слоев дорожного основания. Помимо этого, асфальтобетонные смеси часто применяются:
- для устройства покрытий нежесткого типа на промышленных, торговых и различных хозяйственных площадках;
- для асфальтировки тротуаров, пешеходных зон, велосипедных дорожек;
- для устройства стяжек и полов внутри помещений, создания эксплуатируемых кровель (для указанных работ применяются литые асфальтобетонные смеси);
- для асфальтирования придомовых территорий, подъездных путей, автостоянок, паркингов, а также других объектов открытой планировки и малых площадей.
Широкое применение асфальтобетонных смесей обусловлено тем, что данный материал является более дешевой альтернативой цементобетонным смесям и различным готовым материалам для мощения территорий (тротуарной плитке, клинкерной брусчатке, брусчатке из натурального камня, резиновому или EPDM-покрытию и др.).
Дорожное строительство — главная область применения различных типов асфальтобетонных смесей (холодных, теплых, горячих; литых и уплотняемых), которые используются при асфальтировании автомобильных дорог всех категорий; создании взлётно-посадочных полос аэродромов; асфальтировке городских улиц, внутриквартальных проездов, велосипедных и пешеходных дорожек, территорий АЗС, паркингов, автостоянок и других объектов с регулярным или периодическим проездом транспорта, а также объектов с интенсивным пешеходным движением.
В настоящее время асфальтобетонные покрытия практически не имеют альтернативы при устройстве дорожных одежд нежесткого типа. Популярность асфальтобетонных смесей обусловлена рядом их положительных качеств:
- хорошая механическая прочность;
- способность воспринимать упругие и пластические деформации;
- ровность асфальтобетонного покрытия, обеспечивающая возможность скоростного движения транспортных средств при достаточном уровне комфорта;
- демпфирующая способность, позволяющая гасить колебания и вибрацию покрытия при движении транспорта;
- технологичность — возможность полной механизации работ связанных с укладкой и уплотнением асфальта;
- относительно низкая стоимость по сравнению с другими материалами (дорожным бетоном, брусчаткой и пр.)
Типовой состав и технология производства асфальтобетонной смеси
Типовой состав асфальтобетонной смеси применяемой для асфальтирования включает 2 основных компонента:
- Минеральный заполнитель
- Битумное вяжущее
В качестве минерального заполнителя используется щебень (гравий), песок и минеральный порошок. Щебень играет роль самого крупного заполнителя — остова, песок используется для заполнения пустот между зернами щебня, а минеральный порошок заполняет мелкие поры между щебнем и песком.
- Щебень (гравий). Основные фракции щебня используемые при производстве асфальтобетонной смеси: 5–10 мм, 10–20(15) мм, 15–20 мм, 20(15)–40 мм, а также смеси указанных фракций. Щебень и гравий, применяемые для приготовления асфальтобетонов должны быть из высокопрочных горных пород. При приготовлении некоторых типов асфальтобетонных смесей, вместо щебня (или вместе со щебнем) могут использоваться шлаки, отходы горнорудного производства, а также другие каменные материалы.
- Песок. Для приготовления асфальтобетонных смесей применяют природный и/или дробленый песок, а также материалы из отсевов дробления изверженных и осадочных горных пород.
- Минеральный порошок — является важнейшим структурообразующим компонентом асфальтобетонов, выполняющим две основные функции:
- повышение вязкости и прочности битума;
- заполнение мелких пор между более крупными частицами смеси (щебнем и песком).
Минеральные порошки получают путем измельчения горных пород (известняка, доломита и др.). Также, в качестве минерального порошка, могут использоваться порошковые отходы промышленного производства (зола-уноса ТЭС, пыль-уноса цементных заводов и пр.). Хотя получить качественную асфальтобетонную смесь без использования минерального порошка достаточно сложно, производятся так называемые пористые асфальтобетонные смеси не включающие в свой состав минеральный порошок. Такие смеси могут применяться при создании дренирующих асфальтированных дорожных покрытий.
В качестве битумного вяжущего при производстве асфальтобетонных смесей используются вязкие и жидкие нефтяные дорожные битумы, а также модифицированные битумы (с улучшенными свойствами) и полимерно-битумные вяжущие (ПБВ). Раньше для производства асфальтобетонной смеси наряду с битумом применялся деготь, но он был запрещен к использованию в черте города, а позже и вовсе исключен из производства. Работа над улучшением свойств органического вяжущего — битума, является одним из главных методов повышения качества асфальтирующих смесей и долговечности асфальтируемых дорожных покрытий.
Производство асфальтобетонных смесей
Приготовление асфальтобетонной смеси может осуществляться на стационарном асфальтобетонном заводе (АБЗ) или на мобильном (полустационарном) заводе, который размещают вблизи с объектом проведения работ связанных с асфальтированием. Мобильные асфальтобетонные заводы могут потребоваться в тех случаях, когда расстояние от стационарного завода до места укладки асфальта превышает 50 км.
Стандартная технология приготовления асфальтобетонной смеси включает следующие основные операции:
- Высушивание минеральных материалов в сушильном барабане, их нагрев, пофракционное дозирование и подача в смеситель принудительного действия.
- Перемешивание минеральных материалов между собой (сухое перемешивание без добавления вяжущего).
- Обезвоживание битумного вяжущего (удаление влаги), его нагрев, добавление поверхностно-активных добавок или разжижителя (при необходимости), дозированная подача битумного вяжущего в смеситель.
- Перемешивание минеральных материалов с битумным вяжущим в смесителе принудительного действия.
После приготовления асфальтобетонную смесь перегружают в накопительный бункер или выгружают в автосамосвал (для дальнейшей транспортировки к объекту проведения работ). Холодные асфальтобетонные смеси охлаждаются до 30–40 °C и транспортируются для последующего хранения на закрытый склад или под навес. Длительность хранения холодных асфальтобетонных смесей варьируется от 2 недель до 8 месяцев (зависит от типа битумного вяжущего).
Классификация асфальтобетонных смесей
По типу минеральной составляющей (каменного материала)
- Щебеночные
- Гравийные
- Песчаные
По наибольшему размеру зерна минерального заполнителя
- Крупнозернистые (с размером зерна до 40 мм)
- Мелкозернистые (…до 20 мм)
- Песчаные (…до 5 мм)
По величине остаточной пористости асфальтобетона
- Высокоплотные (с остаточной пористостью от 1 до 2 % включительно)
- Плотные (…свыше 2 до 7 % включительно)
- Пористые (…свыше 7 до 12 % включительно)
- Высокопористые (…свыше 12 до 18 % включительно)
По процентному содержанию щебня (гравия)
- Тип «А» (с содержанием щебня свыше 50 до 60 % включительно)
- Тип «Б» (с содержанием щебня/гравия свыше 40 до 50 % включительно)
- Тип «В» (с содержанием щебня/гравия свыше 30 до 40 % включительно)
По типу битумного вяжущего и температуре укладки смеси
- Горячие — готовят с использованием вязких (БНД 40/60, БНД 60/90, БНД 90/130, БН 60/90, БН 90/130) и жидких нефтяных дорожных битумов. Укладываются сразу после приготовления при температуре не ниже 120 °С.
- Теплые — готовят на вязких (БНД 130/200, БНД 200/300, БН 130/200, БН 200/300 ) и жидких нефтяных дорожных битумах (СГ 130/200, МГ 130/200, МГО 130/200). Асфальтирование осуществляется сразу после приготовления смеси при температуре не ниже 70 °С.
- Холодные — готовят с использованием жидких битумов (СГ 70/130, МГ 70/130, МГО 70/130). Могут укладываться до истечения срока их хранения (от 2 недель до 8 месяцев) при температуре не ниже 5 °С. Холодный асфальт приготовленный без нагревания на полимермодифицированном битумном вяжущем может укладываться при температуре ниже 5 °С (до −5 °С).
В соответствии с требованиями ДСТУ Б В.2.7-119-2003 холодные асфальтобетонные смеси применяемые при мелком ямочном ремонте дорог и работах по асфальтированию небольших участков, могут быть только мелкозернистыми или песчаными.
Общие правила устройства асфальтобетонных покрытий
Несмотря на то, что использование конкретной асфальтобетонной смеси для устройства дорожного основания или дорожного покрытия предусматривает свои особенности в части подготовительных работ, укладки и уплотнения, существуют общие правила и требования, которые нужно соблюдать независимо от типа выбранного материала.
Конструктивный слой дорожной одежды, на который планируется укладывать асфальтобетонную смесь, должен быть уплотнен и иметь ровную поверхность. При наличии больших неровностей, укладывается выравнивающий слой из крупнозернистой асфальтобетонной смеси, чернощебеночной смеси или других битумных смесей.
Для качественного сцепления укладываемого слоя асфальта с нижележащим основанием, последнее очищают от мусора и грязи, и не позднее чем за 6 часов до начала асфальтирования, обрабатывают тонким слоем битумной эмульсии или битума (с помощью гудронатора). Подгрунтовку нижележащего слоя (обработку битумом) можно не выполнять в том случае, если он также устроен из асфальтобетона и после его укладки прошло не более 48 часов.
Асфальтировать необходимо в сухую (желательно безветренную) погоду. Температура окружающего воздуха при укладке, зависит от типа асфальтобетонной смеси. Горячий и холодный асфальта, как правило, укладывается при температуре не ниже 5 °С (весной), и не ниже 10 °С (осенью). Теплые асфальтобетонные смеси — не ниже −10 °С.
Толщина укладываемого слоя должна быть не менее 4 см (исключение — технология тонкослойной поверхностной асфальтировки типа «микросюрфейсинг», «сларри-сил» и др.). Уплотнение асфальтобетонной смеси выполняется сразу после ее укладки. Степень уплотнения и применяемая для этих целей дорожная техника (гладковальцовые, пневмоколесные или комбинированные катки; легкие или тяжелые; вибрационные или статические) зависит от типа смеси, толщины уплотняемого слоя, а также типа нижележащего покрытия.
Особые виды асфальтобетонов и асфальтобетонных смесей
Щебеночно-мастичная асфальтобетонная смесь (ЩМАС)
Щебеночно-мастичный асфальтобетон представляет собой смесь минеральных материалов (щебня, песка и минерального порошка), битумного вяжущего и стабилизирующей добавки, которая обеспечивает устойчивость щебеночно-мастичной смеси к расслоению. В зависимости от фракции щебня щебеночно-мастичный асфальт бывает следующих видов:
- ЩМА-20 (с наибольшим размером зерна до 20 мм)
- ЩМА-15 (…до 15 мм)
- ЩМА-10 (…до 10 мм)
- ЩМА-5 (…до 5 мм)
Литая асфальтобетонная смесь
В отличие от обычного уплотняемого асфальта литая асфальтобетонная смесь содержит большое количество (от 7,5 до 9 %) высоковязкого битума и до 25 % минерального порошка. Вследствие этого, нагрузку в литом асфальтобетоне воспринимает не каркас из минеральных зерен, а асфальтовяжущее вещество (смесь битумного вяжущего и минерального порошка).
Покрытия из литой асфальтобетонной смеси отличаются водонепроницаемостью, высокой износостойкостью, устойчивостью к механическим воздействиям транспортных средств с шипованными шинами, трещиностойкостью, химическому воздействию антигололедных реагентов. Особенностью асфальтирования дорог с применением литых асфальтобетонных смесей является отсутствие необходимости уплотнения уложенной смеси. Покрытие набирает прочность в процессе остывания смеси. Укладку литой асфальтобетонной смеси можно проводить при температуре окружающего воздуха до −10 °С.
Полимерасфальтобетонная смесь (на полимерно-битумном вяжущем)
Полимерно-битумное вяжущее — нефтяной битум с добавлением полимерного материала (термоэластопласта, эластомера и др.). Покрытие из полимерасфальтобетонной смеси отличается повышенной трещиностойкостью, сдвигоустойчивостью, устойчивостью к интенсивным динамическим нагрузкам, упругостью при положительных температурах (при 40 °С модуль упругости в 1,5–3 раза больше, чем у обычного асфальтобетона).
Применение полимерасфальтобетонной смеси актуально при асфальтировании дорог с интенсивным движением транспорта, в местах остановки транспорта (автобусные остановки, участки перед пешеходными переходами, перекрестки, парковочные площадки), мостов и взлётно-посадочных полос аэродромов.
Цветная асфальтобетонная смесь
Цветные асфальтобетонные смеси — горячие или холодные смеси с добавлением красящих порошковых пигментов (свинцовый сурик, оксид хрома, редоксайд и др.). По способу приготовления и составу смеси цветной асфальтобетон ничем не отличается (кроме красящего пигмента) от обычного асфальтобетона и применяется в качестве дополнительного средства организации дорожного движения, а именно:
- для устройства разделительных полос и выделенных полос движения общественного транспорта;
- для выделения пешеходных переходов и остановок общественного транспорта;
- для создания велосипедных дорожек.
Кроме этого, цветной асфальтобетон может применяться в декоративных целях при оформлении площадей, парковых дорожек и аллей, тротуаров и пешеходных дорожек, спортивных площадок и других объектов.
Стеклоасфальтобетонная смесь
Стеклоасфальтобетонная смесь — вид асфальтобетонной смеси включающей в свой состав стеклянный бой, в виде измельченных (наибольший размер зерна не более 15 мм) промышленных или бытовых отходов из стекла, близких по прочности к минеральным материалам, применяемым в асфальтобетонных смесях в роли крупного заполнителя. Использование стекла в составе смеси, позволяет снизить расход каменного минерального материала и уменьшить содержание битумного вяжущего.
Резиноасфальтобетонная смесь
Резиноасфальтобетонная смесь — горячая уплотняемая асфальтобетонная смесь модифицированная резиновой крошкой. Резиновая крошка может вводиться непосредственно в минеральный заполнитель («сухой метод») или смешиваться с ним после соединения с битумным вяжущим («мокрый метод»). Асфальтирование верхнего слоя дорожного покрытия с использованием резиноасфальтобетоной смеси повышает его долговечность, улучшает коэффициент сцепления с колесами, а также снижает динамическую нагрузку на нижние слои (уменьшая тем самым вероятность появления отраженных трещин и других дефектов дорожного покрытия).
Резинированная дренирующая асфальтобетонная смесь
Резинированная дренирующая асфальтобетонная смесь — высокопористая асфальтобетонная смесь (остаточная пористость от 14 до 25 %) в которой в качестве вяжущего используется материал содержащий:
- резино-полимерно-битумное вяжущее на основе вязкого нефтяного битума;
- вторичный линейный полиэтилен низкой плотности;
- резиновую крошку (с размером зерна до 1 мм).
Главной особенностью резинированного дренирующего асфальтобетона является наличие системы сообщающихся пор, которая позволяет быстро отводить воду с асфальтированной поверхности, осушая ее и тем самым, повышая безопасность дорожного движения.
Сероасфальтобетонная смесь
Сероасфальтобетонная смесь — асфальтобетонная смесь с добавлением технической серы (комовой, жидкой или молотой). В составе асфальтобетонной смеси техническая сера может выполнять несколько функций:
- использоваться в качестве самостоятельного вяжущего или его компонента;
- использоваться в качестве заполнителя в сочетании с битумом.
Применение серы в качестве компонента асфальтобетонной смеси позволяет уменьшить расход битума до 30 %, а также понизить температуру нагрева минеральных материалов и битумного вяжущего. Асфальтирование дорог с применением сероасфальтобетонной смеси способствует улучшению их эксплуатационных свойств (жесткости при высоких температурах, сдвигоустойчивости, упругости, стойкости к колееобразованию, долговечности).
Информация взята с сайта ДСП “Юнидорстрой”
Дорожные Адгезионные Добавки
«ДАД-1» марка «С»
ДАД-К2
«ДАД-К»
«ДАД-К Премиум»
«ДАД-КТ»
«ДАД-КТ2»
«ДАД-М»
Стабилизирующие добавки для ЩМА «Нанобит-СД»
Нанобит СД+АД
Нанобит СД+ТА
Нанобит СД+МБ
Добавки для тёплого асфальта «ДАД-ТА»
ДАД-ТА2
ДАД-ТА2К